Спецкурсы по педагогике

Спецкурсы по педагогике


Страница не имеет перевода на текущий язык. Отображена русская версия.
The page has no translation into the current language. Displayed russian version.


Спецкурс «Поликультурное образование учащихся и молодежи» (24 часа)
Кандидат педагогических наук, доцент В. В. Пашкевич

Глобализация современного мира ставит перед образованием сложную задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений общаться и сотрудничать, жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, вероисповеданий, В условиях многокультурного мира и полиэтнического общества поликультурное образование становится неотъемлемой частью педагогической культуры преподавателя, включающей в себя знание и  овладение  особенностями  различных культур, их диалога и взаимодействия в историческом и современном контекстах.

Спецкурс включает в себя педагогические, культурологические, этноисторические знания, нацелен на формирование понимания важности культурного плюрализма, умения выделять и вносить в процесс поликультурного образования учащихся  идеи, отражающие культурное многообразие мира, а также умения организовать педагогический процесс как диалог носителей различных культур.

Цель спецкурса «Поликультурное образование учащихся и молодежи»: раскрытие теоретических и практических вопросов поликультурного образования.

Задачи спецкурса: включить студентов в психолого-педагогическую деятельность, направленную на поликультурное самообразование и поликультурное образование учащихся; раскрыть подходы к формированию поликультурного образовательного пространства современного учреждения образования; обеспечить освоение студентами способов анализа теории и практики поликультурного образования учащихся; научить использовать позитивный опыт поликультурного образования, воспитательные  средства народной педагогики для решения задач поликультурного образования; способствовать освоению студентами умений и навыков организации поликультурного образования учащихся.

Занятия проводятся с использованием разнообразных форм обучения: обсуждение эссе, проектов и рефератов, дискуссия, «круглый стол», научная конференция, демонстрация новейших образовательных и воспитательных технологий и методик, и др.


Спецкурс «Образование в современном мире» (24 часа)
Кандидат педагогических наук, доцент Л. А. Тригубова

Целью спецкурса является овладение студентами знанием современных процессов и тенденций в мировом образовании, общих и специфических характеристик систем образования в различных странах мира, систематизация и обобщение научно-педагогических знаний по вопросам развития зарубежной средней и высшей школы, ориентация студентов в вопросах сравнительной педагогики и, в частности, анализе образовательных систем ряда зарубежных стран.

Основными задачами спецкурса являются:

  • приобретение и систематизация будущими учителями иностранных языков знаний о развитии и актуальных проблемах средней и высшей школы за рубежом;
  • формирование у будущих педагогов умений анализа и интерпретации зарубежных систем образования;
  • формирование у студентов умений сравнительного анализа отечественной и зарубежных образовательных систем, оценивать возможность использования положительного зарубежного опыта в отечественной педагогической практике;
  • обогащение педагогического и методического арсенала студентов, их общей и профессиональной культуры;
  • развитие системного, критического мышления преподавателя иностранного языка, его рефлексивных умений, стимулирование потребности в личностном и профессиональном развитии.

В результате освоения содержания учебной дисциплины «Образование в современном мире» студенты должны:

  • знать современное состояние зарубежных систем образования; основные характеристики современных образовательных моделей; факторы, влияющие на развитие образовательных систем; реалии зарубежных образовательных систем; тенденции развития образования в конкретных странах и мире;
  • уметь анализировать современное состояние образования за рубежом; выделять положительный опыт в зарубежных образовательных системах; пользоваться источниками для самообразования по проблемам сравнительного образования; интегрировать полученные знания в ходе изучения других учебных дисциплин;
  • владеть терминологией и инструментарием сравнительно-педагогического исследования.

Cпецкурс «Организация работы с одаренными учащимися и студентами»(24 часа)
Черникова Наталья Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент

Учебная дисциплина  «Организация работы с одаренными учащимися и студентами» является составной частью общепедагогической подготовки преподавателей иностранного языка и дает представление об основных особенностях развития одаренных детей, подростков и студентов, раскрывает технологии работы с одаренными обучающимися. Изучение спецкурса позволит студентам - будущим специалистам-лингвистам эффективно включиться в процесс выявления, поддержки и развития одаренных учащихся и студентов, поможет построению дифференцированной системы развивающих мероприятий детской одаренности.

Цель изучения учебной дисциплины состоит в формировании у будущих педагогов теоретических и практических знаний, умений и навыков в области педагогики и психологии одаренности, в работе с одаренными учащимися и их родителями.

Задачи спецкурса: формирование представлений о сущности, специфике процесса развития одаренных детей, подростков и студентов; ознакомление с инновационной практикой организации взаимодействия учителя и одаренных учащихся на уроке и во внеклассной деятельности; изучение наиболее востребованных школой и учреждением высшего образования образовательных технологий для развития одаренности; освоение методов диагностики для определения уровня и степени одаренности школьников и студентов; развитие способности рефлексировать явления педагогической действительности.

     Изучение спецкурса «Организация работы с одаренными учащимися и студентами» призвано подготовить студентов к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

     выделять психологические черты учащихся и студентов, отличающихся необычной потребностью в познавании и продуктивностью мышления, явно опережающих сверстников по уровню интеллекта;

     уметь проводить психолого-педагогическую диагностику одаренности, владеть тестовыми методиками по данному вопросу;

     владеть вопросами воспитания одаренных детей для проведения просветительской работы среди родителей;

     знать концептуальные модели обучения одаренных учащихся и студентов.

    Занятия проводятся с использованием разнообразных методов и средств обучения: мультимедийные презентации, видеоматериалы, эссе, рефераты, проекты, дискуссии.


Спецкурс «Сравнительная педагогика» (24 часа)
Капранова Вера Анатольевна, доктор пед. наук, профессор

Спецкурс «Сравнительная педагогика» занимает особое место в системе профессионально-педагогической подготовки студента МГЛУ. Он призван расширить научно-педагогический и общекультурный уровень студента, поможет глубже понять закономерности мирового педагогического процесса, выделять общее, особенное, единичное в развитии зарубежных систем образования. Будущий специалист-лингвист должен иметь представление о международной терминологии, используемой в сфере образования, обладать умением критически осмысливать зарубежный опыт, способностью сравнения, системного восприятия образовательных реалий, свободно ориентироваться в своей профессиональной области и владеть знанием современных зарубежных наработок с целью повышения качества своей профессиональной деятельности.

Цель спецкурса – овладение основами знаний в области сравнительной педагогики, понимание приоритетов развития мирового образования, магистральных направлений его развития в различных регионах мира (Северная, Западная, Восточная Европа, Северная Америка, Юго-Восточной Азия и др.).

Задачи спецкурса: ознакомить студентов с историей развития сравнительной педагогики как отрасли педагогического знания; современным состоянием и тенденциями развития образования за рубежом, характерными особенностями функционирования средней и высшей школы в различных странах мира, деятельностью стран-лидеров (США, Великобритания, Франция, Германия и др.) на рынке образовательных услуг, рейтингами университетов, международными образовательными программами и проектами.

Изучение спецкурса «Сравнительная педагогика» призвано сформировать у студентов комплекс академических, социально-личностных и профессиональных компетенций:

  • знание современных тенденций развития образования в мире;
  • владение методологией сравнительно-педагогического исследования;
  • формирование умений работы с нормативно-правовой документацией;
  • развитие умений поиска информации, анализа, сравнения и оценки собранных данных;
  • развитие умений интерпретации и моделирования педагогических явлений и процессов во взаимосвязи с процессами развития образования в мире;
  • умение работать в команде и развитие навыков взаимодействия.

Занятия проводятся с использованием разнообразных форм обучения: мультимедийные лекции, презентации, эссе, рефераты, проекты, дискуссии.


Спецкурс «Профессиональное здоровье педагога: диагностика, сохранение, укрепление» (24 часа)
Карпович Татьяна Ефимовна, кандидат психол. наук, доцент

Процесс овладения профессией может проходить конструктивным либо деструктивным путем по отношению к физическому, психическому и социальному здоровью человека. В итоге он может привести к прогрессу личности специалиста как субъекта профессиональной деятельности либо к ее регрессу, т. е. профессиональным деформациям, которые возникают уже в процессе профессионального образования. Нарушения профессионального здоровья особенно пагубны для представителей педагогической профессии, где сама личность специалиста выступает средством профессиональной деятельности. Поэтому изучение спецкурса призвано обеспечить профилактику профессиональной дезадаптации будущих педагогов и их профессионального выгорания путем расширения представлений о влиянии педагогической профессии на здоровье человека, об управлении профессиональными стрессами и стратегиях совладающего поведения, о противодействии манипулированию со стороны учащихся и их родителей, а также путем формирования практических умений и навыков диагностики и укрепления собственного здоровья и повышения субъективного благополучия.

Целью спецкурса «Профессиональное здоровье педагога: диагностика, сохранение, укрепление» является ориентация студентов в вопросах диагностики, сохранения и укрепления своего профессионального здоровья, профилактики профессиональных деформаций.

Задачами спецкурса являются:

  1. формирование у студентов целостного представления о профессиональном здоровье педагога и его составляющих;
  2. воспитание у студентов ценностного отношения к здоровью как системному феномену, связанному с профессиональным становлением;
  3. приобретение студентами практических умений и навыков по диагностике, сохранению и укреплению своего здоровья и повышению субъективного благополучия.

Изучение спецкурса призвано сформировать у студентов комплекс академических, социально-личностных и профессиональных компетенций: 

  • применять базовые научно-теоретические знания по проблеме здоровьесбережения для решения теоретических и практических задач;
  • владеть навыками диагностики здоровья, его сохранения и укрепления;
  • организовывать взаимодействие участников образовательного процесса с учетом требований здоровьесбережения.

Каждое из 12 занятий включает теоретический блок (предоставление информации о сущности изучаемого феномена в виде интерактивной лекции с использованием мультимедийной презентации), диагностический блок (экспресс-диагностика составляющих профессионального здоровья студентов с интерпретацией результатов), практический блок (конкретные рекомендации по укреплению здоровья и профилактике его нарушений).


Спецкурс «Экспрессивная педагогика» (24 часа)
Усенко Игорь Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент

Целью спецкурса «Экспрессивная педагогика» является просвещение студентов в вопросах истории, теории и технологии развития психоэмоциональной сферы будущего педагога, расширение диапазона их экспрессивных возможностей в профессиональной деятельности, развитие эмоциональной компетентности. Эмоциональная компетентность – системное свойство личности, включающее навыки адекватной ситуации рефлексии, саморегуляции, оптимального уровня эмпатии и экспрессивности.

Задачами спецкурса являются:

  1. формирование у будущих педагогов системы взглядов об исторических предпосылках становления теории о самосовершенствовании личности и нынешней практике развития психоэмоциональной сферы педагога и его экспрессивных возможностей в профессиональной деятельности;
  2. формирование у студентов потребности в саморазвитии  рефлексии, эмпатии, психоэмоциональной сферы, внешней экспрессии;
  3. приобретение студентами практических умений и навыков по анализу профессиональной педагогической деятельности, использованию саморегуляции, аутотренинга, медитации, физических и дыхательных упражнений.

В результате изучения спецкурса «Экспрессивная педагогика» студент должен знать: фундаментальные основы развития психоэмоциональной сферы человека, генезис европейских традиций развития психоэмоциональной сферы, праксеологические основы педагогической деятельности, теорию трансакционного анализа как метода регулирования выразительности педагога в профессиональной деятельности, сведения о выразительных возможностях педагога в профессиональной деятельности, основы нейролингвистического программирования в профессиональной деятельности педагога, общие положения о правилах невербального взаимодействия в работе педагога, основы управления психической энергией в конфликтных ситуациях, теоретические основы саморегуляции педагога, способы преодоления манипулирования со стороны учащихся в деятельности педагога.

По итогам спецкурса «Экспрессивная педагогика» студент должен уметь: использовать аутотренинг в учебной деятельности, развивать рефлексию и эмпатию как основополагающее направление самосовершенствования будущего педагога, анализировать мимику, жестикуляцию, территориальные притязания в поведении окружающих, применять физические упражнения, дыхательную гимнастику, медитацию в целях самосовершенствования, использовать техники саморегуляции для улучшения самочувствия.

Студент должен также владеть: навыками анализа психоэмоциональной сферы человека, составления программы самосовершенствования, планирования этапов профессионального становления, конструирования эмоциональных состояний своих и окружающих.


Спецкурс «Педагогическая поддержка учащихся в самопознании» (24 часа)
Янчукович Ольга Васильевна, кандидат пед. наук, доцент

Спецкурс «Педагогическая поддержка учащихся в самопознании» призван сформировать гуманитарное мышление будущего специалиста. Спецкурс позволяет студенту углубить свои знания в области педагогики личностно ориентированного образования, овладеть умениями научного поиска, методологической рефлексии, анализа и интерпретации гуманитарного знания. Спецкурс расширяет представления о сущности и содержании педагогической поддержки как самостоятельной области образования, о технологиях и методах развития школьников как субъектов самопознания.

Цель спецкурсаформирование у студентов гуманитарного мышления, метазнаний и компетенций в области педагогики личностно ориентированного образования

Задачи спецкурса: обогатить познания студентов в сфере гуманистической педагогики; сформировать представления о феномене самопознания как цели образования личности; вооружить технологиями и методами педагогической поддержки учащихся в самопознании; развить компетенции учащихся: творчески решать педагогические задачи, осуществлять методологическую рефлексию, интерпретировать педагогические явления.

Изучение спецкурса «Педагогическая поддержка учащихся в самопознании» призвано сформировать у студентов комплекс академических, социально-личностных и профессиональных компетенций:

  • знание концептуальных положений антропологии, герменевтики, феноменологии, психологии познании и психологии человеческого бытия, положений личностно ориентированной педагогики;
  • знание специфики и содержания педагогической поддержки, инструментария и механизмов ее реализации в образовании школьника как субъекта самопознания;
  • владение методическим инструментарием педагогической поддержки;
  • владение культурой диалогового взаимодействия, педагогического оценивания, фасилитационной деятельности;
  • развитие умений анализа, рефлексии, интерпретации педагогического знания.

Занятия проводятся с использованием разнообразных форм и методов обучения: мультимедийные презентации, эссе, дискуссионное, исследовательское, проблемное изложение учебного материала.