Научные школы и направления

В университете успешно функционируют восемь научных школ:

Минская фонетическая школа

Является одним из наиболее известных и авторитетных международных центров фонетических исследований, традиции которой восходят ко времени основания Минского педагогического института иностранных языков в конце сороковых годов прошлого века и развиваются сегодня известными в нашей стране и за рубежом фонетистами: доктором филологических наук, профессором Н.С. Евчик; кандидатом филологических наук, профессором Е.Б. Карневской; заведующим кафедрой фонетики английского языка, кандидатом филологических наук, доцентом В.В. Яскевич и заведующей кафедрой фонетики и грамматики немецкого языка, кандидатом филологических наук, доцентом А.В. Сытько.

В рамках фонетической школы временными научными коллективами МГЛУ ведется работа над двумя научно-исследовательскими темами, включенными в государственную программу научных исследований «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021–2025 гг.

Школа коммуникативной лингвистики

Ведет отсчет своей деятельности с начала XXI века, развиваясь параллельно со специальностью «Лингвистическое обеспечение межкультурной коммуникации». Под руководством доктора филологических наук, профессора Т.В. Поплавской и ее последователей разрабатывается проблематика коммуникативно-прагматических категорий дискурса, проводятся исследования функционирования языковых единиц в условиях конкретных коммуникативных ситуаций. Результаты исследований находят отражение в многочисленных публикациях как в Республике Беларусь, так и за ее пределами. В рамках школы ведется подготовка кадров высшей квалификации. Так, за период существования школы были защищены 16 диссертаций, представленных на соискание степени кандидата филологических наук; 1 диссертация на соискание степени доктора филологических наук. На современном этапе в русле школы продолжается развитие специальности «Лингвистическое обеспечение межкультурной коммуникации», флагманом которой являются профилизации «Связи с общественностью» на уровне бакалавриата и «Коммуникативный менеджмент» на этапе получения углубленного высшего образования. Работа школы осуществляется в соответствии с государственной программой научных исследований и отражена в следующих научных темах: «Семантика и прагматика институционального дискурса Беларуси в сопоставительном аспекте», «Языковая ситуация в Беларуси: межкультурный аспект», «Коммуникативное пространство Беларуси: лингвокультурологический аспект».

Школа лексической семантики

Научно-педагогическую школу возглавляет доктор филологических наук, профессор З.А. Харитончик. Среди ведущих представителей школы – доктор филологических наук, профессор Л.М. Лещёва, доктор филологических наук, доцент А.А. Романовская. Представители школы активно работают в области подготовки научных кадров высшей квалификации. В рамках тематики школы в 2023 г. были защищены 2 докторские диссертации. В 2023 г. научными коллективами МГЛУ в данном русле проводилась одна научная работа, включенная в ГПНИ «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021–2025 гг.

Школа лингводидактики и методики обучения иностранным языкам

У истоков создания которой стоял заслуженный деятель науки Российской Федерации, почётный профессор Минского государственного лингвистического университета, доктор педагогических наук, профессор Е.И. Пассов. Сегодня ведущими представителями направления являются более 20 научных работников высшей квалификации МГЛУ, среди которых авторы учебников как для школ, так и для учреждений высшего образования по иностранным языкам: к. пед. наук, профессор А.Ф. Будько; к. пед. наук, доцент Н.В. Демченко; к. пед. наук, доцент И.Г. Колосовская; к. пед. наук, доцент Н.Е. Лаптева; к. пед. наук, доцент Т.П. Леонтьева; к. пед. наук, доцент А.П. Пониматко и мн. др. Среди финансируемых научно-исследовательских проектов работа ведётся по 2 научно-исследовательским темам в области методики преподавания иностранных языков. Основное направление деятельности – разработка научно-методического обеспечения иноязычного образования по всем иностранным языкам и на всех уровнях образования.

Школа лингвокультурологии

У истоков создания которой стоял Заслуженный деятель науки России, почётный профессор Минского государственного лингвистического университета, доктор педагогических наук, профессор Е.И. Пассов. Ее деятельность продолжили известные белорусские ученые, авторы школьных и вузовских учебников по иностранным языкам: кандидат педагогических наук, профессор П.М. Бабинская, кандидат педагогических наук, профессор А.Ф.Будько, кандидат педагогических наук, профессор И.М. Андреасян, кандидат педагогических наук, профессор Т.П. Леонтьева.

Школа лингвокультурологии

В рамках которой разрабатываются вопросы регионоведения, проводятся культурологически ориентированные исследования коммуникативного пространства Беларуси, изучается аксиологичность как фактор развития национально-культурной специфики и системной организации языков разных структурных типов, на основании комплексных языковых и экстралингвистических данных моделируются концепты и проводится их сопоставительное изучение на материале разных лингвокультур. Школу возглавляет доктор филологических наук, доцент А.А. Романовская. Развивает школу молодое поколение исследователей: кандидаты филологических наук О.А. Полетаева, Л.М. Надумович и др. В рамках школы лингвокультурологии реализуется одна научно-исследовательская работа, включенная в государственную программу научных исследований «Общество и гуманитарная безопасность белорусского государства» на 2021–2025 гг.

Школа вычислительной семантики и лингвострановедения Востока

Научную школу возглавляет доктор филологических наук, профессор А.Н. Гордей. Это развивающееся, новое направление научных исследований в МГЛУ, которое ориентируется на решение таких актуальных задач, как создание формализованной модели мира как основания китайской языковой системы и речевой коммуникации; выявление закономерностей семантики построения иероглифических знаков китайского языка; определение специфики комбинаторики конституентов знаков и значений лексических единиц и др.

Школа литературоведения

Наиболее значимыми являются следующие направления научных исследований, курируемых школой литературоведения:

  • проведение компаративных литературоведческих исследований, ориентированных на расширение богатого опыта компаративного анализа различных национальных литератур, накопленного в отечественном и зарубежном литературоведении;
  • анализ современных процессов в мировой литературе в широком междисциплинарном контексте с привлечением новейших достижений философии, культурологии, антропологии, психологии и других наук;
  • исследование проблемы взаимоотношений человека, природы и цивилизации и ее отражения в литературе в рамках различных жанров;
  • изучение репрезентации исторического прошлого в литературе и проблемы памяти;
  • анализ феномена идентичности сквозь призму литературы.

Школа корпусной лингвистики

Связана с именем доктора филологических наук, профессора А.В. Зубова, а ученики профессора (Д.В. Степанова, к. фил. наук, доцент; Р.В. Детскина, к. фил. наук, доцент; Т.В. Бусел, к. фил. наук, доцент; Н.А. Богданова, к. фил. наук, доцент) продолжают исследования по данному направлению, осуществляют подготовку кадров высшей научной квалификации. Следуя традициям, заложенным в МГЛУ исследователями в области машинного перевода и компьютерной обработки текста, сегодня школа расширяет круг разрабатываемых вопросов, в число которых вошли: определение параметров составления исследовательского сбалансированного корпуса текстов, создание корпусов параллельных текстов для проведения сравнительно-сопоставительных исследований в области теоретического и прикладного языкознания, а также для решения задач переводоведения и терминоведения; разработка метода автоматической генерации размеченного корпуса текстов для интерпретации художественных произведений и установление характерных особенностей идиостиля автора точными методами. В 2023 году по данному научному направлению завершилось исследование, финансируемое из внебюджетных средств университета.