Положение о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь

Положение о подготовке научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь

УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента Республики Беларусь

01.12.2011 № 561

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящим Положением определяются общие требования к организациии осуществлению образовательной деятельности в сфере послевузовского образования учреждениями образования и организациями, реализующими образовательные программы послевузовского образования (далее – учреждения послевузовского образования).

2. Граждане Республики Беларусь, лица без гражданства и иностранныеграждане, имеющие высшее образование, вправе получать послевузовское образование Iступени (аспирантура (адъюнктура) и II ступени (докторантура)в учреждениях послевузовского образования Республики Беларусь в соответствии с настоящим Положением и иными актами законодательства.

3. Образовательные программы послевузовского образования реализуютсяпо специальностям и отраслям науки, соответствующим номенклатуре специальностей научных работников Республики Беларусь, утверждаемой Высшей аттестационной комиссией (далее – ВАК).

4. Особенности приема для обучения и реализации образовательных программ послевузовского образования в учреждениях, подчиненных Президенту Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Министерству внутренних дел, Министерству обороны, Министерству по чрезвычайным ситуациям, Комитету государственной безопасности и Государственному пограничному комитету, устанавливаются Президентом Республики Беларусь, а также по согласованию с ВАК, Министерством образования и Государственным комитетом по науке и технологиям (далее – ГКНТ) указанными государственными органами, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

5. Подготовка научных работников высшей квалификации осуществляетсяза счет средств республиканского бюджета, организаций, индивидуальных предпринимателей или иных физических лиц, в том числе собственных средств гражданина, получающего послевузовское образование, на основании договоров о подготовке научного работника высшей квалификации, заключаемых в соответствии с законодательством.

6. Лица, получившие послевузовское образование за счет средств республиканского бюджета, независимо от формы получения такого образования не имеют права на получение второго послевузовского образования той же ступени за счет средств республиканского бюджета.

Лица, с которыми по решению руководителя учреждения послевузовскогообразования досрочно прекращены образовательные отношения в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 80 Кодекса Республики Беларусь
об образовании (далее – Кодекс), а также лица, с которыми образовательныеотношения прекращены по основанию, предусмотренному подпунктом 5.5 пункта 5 статьи 79 Кодекса, не имеют права на поступление в учреждения послевузовского образования для получения послевузовского образования той же ступени за счет средств республиканского бюджета.

7. Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства могут направляться для реализации программ послевузовского образования по актуальным для Республики Беларусь исследовательским направлениям, которые не получили достаточного развития в Республике Беларусь, в иностранные государства, в том числе для обучения в научных центрах Российской Федерации, при условии заключения с ними договоров о дальнейшей работе в Республике Беларусь в соответствии с полученным образованием или возмещения ими бюджетных расходов, связанных
с их обучением за рубежом. Направление в иностранные государства осуществляетсяв рамках мероприятий по обмену обучающимися (в рамках академической мобильности) либо по целевому направлению на основе международных договоров Республики Беларусь, договоров по реализации международных программ, договоров учреждений послевузовского образования Республики Беларусь с организациями иностранных государств (международными организациями, иностранными гражданами). В указанных договорах отражаются условия реализации образовательных программ послевузовского образования в иностранном государстве, а также источники и условия их финансирования.

8. Получение послевузовского образования временно пребывающимиили временно проживающими в Республике Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства (далее – иностранные граждане) осуществляется на основе международных договоров Республики Беларусь,договоров по реализации международных программ,договоров учрежденийпослевузовского образования с организациями иностранных государств (международными организациями, иностранными гражданами) и (или) иностранным гражданином в порядке, установленном настоящим Положением,другими актами законодательства по вопросам обучения иностранных граждан.

Если лицо наряду с гражданством Республики Беларусь имеет гражданствоиного или нескольких иностранных государств, то для целей настоящего Положения оно признается гражданином Республики Беларусь.

9. В учреждениях послевузовского образования при наличии необходимыхусловий и по согласованию с Министерством образования реализацияобразовательных программ послевузовского образования может осуществлятьсяна иностранном языке. В договоре о подготовке научного работника высшейквалификации,заключаемом учреждением послевузовскогообразования
с организацией иностранного государства (международной организацией, иностранным гражданином или лицом без гражданства) и (или) иностраннымгражданином,должны быть предусмотрены требования по обеспечению перевода (при необходимости синхронного) подготовленной им квалификационной научной работы (диссертации) (далее – диссертация) на иностранном языке на всех этапах ее экспертизы, установленных Положением о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2004 г. № 560 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г., № 180, 1/6013).

10. Если международными договорами, действующими для РеспубликиБеларусь, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Положением, применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

ГЛАВА 2
ТРЕБОВАНИЯ К УЧРЕЖДЕНИЯМ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

11. Подготовка научных работников высшей квалификации по специальностям и отраслям науки в соответствии с номенклатурой специальностей научных работников Республики Беларусьможет осуществляться учреждениями послевузовского образования, которые:

имеют структурные подразделения (кафедры, отделы, лаборатории
и другие), профиль деятельности которых соответствует специальностям
и отраслям науки реализуемых ими образовательных программ послевузовского образования;

выполняют государственные программы научных исследований, научно-технические программы и инновационные проекты по приоритетным направлениям научных исследований либо приоритетнымнаправлениям научно-технической деятельности в соответствии со специальностями
и отраслями науки реализуемых ими образовательных программ послевузовскогообразования;

обеспечены научными работниками высшей квалификации и (или) педагогическими работниками, имеющими ученую степень, основным местом работы которых является данное учреждение послевузовского образования,в количестве, достаточном для обеспечения образовательного процесса при реализации образовательных программ послевузовского образования (научноеруководство, научное консультирование, прием кандидатских экзаменов по специальным дисциплинам, аттестация обучающихся и предварительная экспертиза подготовленных ими диссертаций);

имеют необходимое материально-техническое, информационное
и иное обеспечение деятельности в сфере послевузовского образования.

12. Учреждения послевузовского образования,осуществляющие подготовку научных работников высшей квалификации по определенным специальностям и отраслям науки, имеют право в соответствии с актами законодательства самостоятельно:

определять сроки приема лиц для получения послевузовского образованияв форме соискательства (далее – соискатели) и сроки приема иностранных граждан для получения послевузовского образования, решать вопросы организации образовательного процесса, его научно-методическогообеспечения, назначения обучающимся научных руководителей (научных консультантов),определять количество лиц, принимаемых для обучения на Iступени послевузовского образования в форме соискательствав целях сдачи кандидатских экзаменови кандидатских зачетов (дифференцированныхзачетов) (далее, если иное не установлено настоящим Положением, – кандидатские экзамены и зачеты) по общеобразовательнымдисциплинам;

принимать решения об отчислении из аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры при невыполнении обучающимися индивидуальных планов работы;

выдвигать кандидатуры аспирантов для участия в открытом конкурседля назначения стипендий Президента Республики Беларусь аспирантам, обучающимся в дневной форме получения образования в государственных учреждениях послевузовского образования;

устанавливать надбавки кстипендии аспирантам за успехи в учебе, научной и общественной работе;

оказывать материальную помощь аспирантам, докторантам, соискателям;

создавать структурные подразделения для решения организационных вопросовуправления процессом подготовки научных работников высшей квалификации;

реализовывать иные права в данной сфере.

13. Учреждения послевузовского образования обязаны обеспечить необходимые условия для подготовки научных работников высшей квалификации, включая:

осуществление образовательного процесса при реализации образовательных программ послевузовского образования с соблюдением требований  актов  законодательства;

квалифицированное научное руководство (научное консультирование)обучающимися;

современный уровень научно-методического обеспечения выполненияисследований;

возможность использования библиотечных и аудиторных фондов, средств автоматизированной обработки информации, организационной техники в объемах, необходимых для успешной работы над диссертацией;

использование научного оборудования и техники, лабораторной инфраструктуры в соответствии с установленными гигиеническими нормативами;

возможность опубликования аспирантами (адъюнктами, докторантами,соискателями)основных научных результатов по теме диссертации
в соответствиис требованиями Положения о присужденииученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь;

участие аспирантов (адъюнктов, докторантов, соискателей) в работе научных, научно-практических конференций, съездов, симпозиумов и других подобных мероприятий (далее – конференции), связанных с тематикой диссертации;

проведение текущей и итоговой аттестации аспирантов (адъюнктов, докторантов, соискателей);

своевременное оформление и выдачу диплома исследователя, удостоверения о сдаче кандидатского экзамена по специальной дисциплине, а для соискателей – также удостоверений о сдаче кандидатскихзачетов (дифференцированных зачетов) и кандидатских экзаменовпо общеобразовательным  дисциплинам;

проведение предварительной экспертизы диссертаций, подготовленныхаспирантами (адъюнктами, докторантами, соискателями), в порядке, определяемом Положением о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь.

При необходимости учреждение послевузовского образования обеспечиваетучастие аспирантов (адъюнктов, докторантов, соискателей) в международномсотрудничестве в сфере послевузовского образования, в пределах установленных сроков обучения направляет их для выполнения работ, связанных с тематикой диссертаций, в другие организации, включая организации иностранных государств, а также на выездные мероприятия (экспедиции, полевые исследования и эксперименты, другие научно-практические мероприятия), связанные с тематикой выполняемых диссертаций.

14. Учреждения послевузовского образования также обязаны:

в случае завершения аспирантом (адъюнктом, докторантом, соискателем)послевузовского образования без предоставления диссертации к предварительной экспертизе осуществлять такую экспертизу при его обращении в течение трех лет после завершения обучения. По истечении данного срока вопрос о месте проведения предварительной экспертизы диссертации указанных лиц решается ВАК;

ежегодно представлять в органы государственной статистики, государственные органы, которым подчинены учреждения послевузовского образования (далее – вышестоящие органы), а негосударственные учреждения – в Министерство образованияотчеты о подготовке научных работников высшей квалификации по формам, установленным Национальным статистическим  комитетом;

выполнять иные обязанности, предусмотренные настоящим Положениеми иными актами законодательства, а также учредительными документами учреждений послевузовского образования.

15. Руководители учреждений послевузовского образования несут ответственность за качество и эффективность подготовки научных работников высшей квалификации, целевое использование бюджетных средств, предусмотренных на ее проведение, а также за обеспечение необходимых условий для подготовки и защиты диссертации в соответствии с актами законодательства.

16. При нарушении требований, предусмотренных в пунктах 11и 13 настоящего Положения, государственные учреждения послевузовского образования по решению вышестоящих органов, а негосударственные–
по решению Министерства образованиялишаются права подготовки научныхработников высшей квалификации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. Информация о принятом решении в десятидневный срок направляется вышестоящими органами и Министерством образованияв ВАК и ГКНТ.

ГЛАВА 3
НАУЧНЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ, НАУЧНЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ

17. Для оказания помощи обучающемуся в освоении содержания образовательной программы:

аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающей получение научной квалификации ”Исследователь“, а также в подготовке диссертации на соискание ученой степени кандидата наук руководителем учреждения послевузовского образования на основании решения его ученого совета (совета) назначается научный руководитель. Соискателям, зачисленным для обучения в аспирантуре (адъюнктуре) в целях сдачи кандидатских экзаменови зачетов по общеобразовательным дисциплинам, научный руководитель не назначается;

докторантуры, а также в подготовке диссертации на соискание ученойстепени доктора наук в случае необходимости руководителем учреждения послевузовского образования на основании решенияего ученого совета (совета) назначается научный консультант.

Обучающийся вправе самостоятельноосваивать содержание образовательныхпрограмм послевузовского образования и (или) выполнять диссертационное исследование без назначения научного руководителя (научногоконсультанта). О таком решении обучающийся письменно уведомляет руководителя учреждения послевузовского образования.

18. Научный руководитель должен иметь ученую степень, как правило,доктора наук.

19. Лицо, имеющее ученую степень кандидата наук, может быть назначено научным руководителем при наличии научного или научно-педагогического стажа после защиты диссертации не менеетрех лет и не менее шести работ, опубликованных за последние три года в научных изданиях, включенных в перечень научных изданий Республики Беларусь для опубликования результатов диссертационных исследований, утверждаемый ВАК (далее – перечень изданий), и (или) в иностранных научных изданиях, или монографию и не менее трех работ, опубликованных в научных изданиях, включенных в перечень изданий, и (или) в иностранных научных изданиях. При этом монография должна иметь объем не менее 10 авторских листов, пройти научное рецензирование двумя рецензентами – специалистами
по данному научному направлению, имеющими ученую степень, и быть рекомендована к изданию советом (ученым советом, редакционно-издательским советом, научно-методическим советом) научной организации, учреждения высшего образования, учреждения дополнительного образования взрослых (за исключением центров подготовки, повышения квалификации и переподготовки рабочих) либо иной организации, реализующей образовательную программу послевузовского образования.

20. Научный руководитель должен, как правило, работать в учреждении послевузовского образования, осуществляющем подготовку научного работникавысшей квалификации по соответствующей специальности и отрасли науки. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований по решению ученого совета (совета) этого учреждения допускается назначение научнымируководителями лиц, работающих в другой организации. Если обучение
в аспирантуре (адъюнктуре) данного учреждения осуществляется по заявке организации – заказчика кадров, то по ее представлению научными руководителями могут быть назначены работающие в данной организации лица с соблюдением требований, предусмотренных в пунктах 18 и 19 настоящего Положения.

21. В случаях, когда исследования по теме диссертации планируется выполнять не только в учреждении послевузовского образования, но
и в другой организации, а также если выполняемое исследование относится
к двум специальностям одной отрасли науки, допускается назначение двух научных руководителей с соблюдением требований, предусмотренных
в пунктах 18 и 19 настоящего Положения.

Два научных руководителя могут быть назначены иностранному гражданину, выполняющему диссертацию на иностранном языке. При этом один из научных руководителей должен владеть соответствующим иностранным языком и иметь опубликованные научные работы по профилю диссертации в иностранных научных изданиях.

По решению ученого совета (совета) учреждения послевузовского образования второй научный руководитель может быть назначен также обучающимся в аспирантуре (адъюнктуре) по одной специальности, если аттестационная комиссия по итогам текущей аттестации установила, что полученные им новые научные результаты полностью или частично относятся к другой научной специальности.

22. Общее число аспирантов (адъюнктов, соискателей), которые могут бытьодновременно закреплены за одним научным руководителем, не должнопревышать пятинезависимо от того, в одном или нескольких учреждениях послевузовского образования осуществляется их обучение. Количество обучающихся по решению ВАК на основании рекомендации ученого совета (совета) учреждения послевузовского образованияможет быть увеличено до семи, если в течение последних трех лет все закрепленные за данным научным руководителем аспиранты (адъюнкты, соискатели) на дату завершения обучения успешно прошли предварительную экспертизу подготовленной ими диссертации.

23. Научный консультант назначается из числа специалистов, имеющихученую степень доктора наук. Назначение второго научного консультанта по докторской диссертации не допускается.

24. Замена научного руководителя (научного консультанта) допускается в исключительных случаях, если:

уровень научного руководства, научного консультирования ученым советом (советом) учреждения послевузовского образования признан неудовлетворительным, в том числе по причине невыполнения ими своих обязанностей;

научным руководителем (научным консультантом) подано заявление оботказе от дальнейшего научного руководства или научного консультирования;

имеются другие документально обоснованные причины замены, признанные ученым советом (советом) учреждения послевузовского образования  уважительными.

Решение о замене научного руководителя (научного консультанта) принимается ученым советом (советом) учреждения послевузовского образования. На основании этого решения руководитель учреждения послевузовского образования издает соответствующий приказ.

25. Научный руководитель (научный консультант) имеет право:

корректировать индивидуальный план работы аспиранта (адъюнкта, докторанта, соискателя) в установленном порядке;

вносить при необходимости предложения об изменении темы диссертации,а также специальности и отрасли науки, по которым она выполняется;

ходатайствовать перед руководством учреждения послевузовского образования о выдвижении кандидатур аспирантов для участия в открытом конкурсе для назначения стипендий Президента Республики Беларусь аспирантам, обучающимся в дневной форме получения образования
в государственных учреждениях послевузовского образования, об установленииаспирантам надбавок к стипендии за успехи в учебе, научной и общественнойработе;

вносить предложения об отчислении обучающегося из аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры по основаниям, предусмотренным в пункте 5 статьи 79 Кодекса;

осуществлятьиные права в соответствии с законодательством.

26. Научный руководитель (научный консультант) должен исполнятьобязанности, определенные в пункте 6 статьи 223 Кодекса, иных актах законодательства, а также локальных нормативных правовых актах учреждений послевузовского образования.

27. В случае неудовлетворительного выполнения или невыполнения научным руководителем (научнымконсультантом)своих обязанностей
он может быть отстранен от научного руководства, научного консультированияпо решению ученого совета (совета) учреждения послевузовского образованияприказом его руководителя.Такое решение ученый совет (совет) учреждения послевузовского образованияпринимает по результатамоценки полноты выполнения им своих обязанностей аттестационной комиссией, осуществлявшейтекущую или итоговую аттестацию аспиранта (адъюнкта, докторанта,  соискателя).

28. Кроме случаев, определенных в пункте 27 настоящего Положения, научный руководитель может быть отстранен от научного руководства по решению ВАК, если в результате экспертизы диссертаций, выполненных под научным руководством данного лица:

диссертация одного и того же аспиранта (адъюнкта, соискателя)
в течение 10 лет дважды отклонялась Президиумом ВАК;

советами по защите диссертаций или Президиумом ВАК по двум диссертациям на соискание ученой степени кандидата наук в течение 10 лет приняты отрицательные решения;

советом по защите диссертаций или ВАК установлено невыполнение требований пункта 26 Положения о присуждении ученых степеней
и присвоении ученых званий в Республике Беларусь.

Право на научное руководство может быть восстановлено ВАК по ходатайству ученого совета (совета) учреждения послевузовского образования, как правило, по истечении трех лет после принятия решения об отстранении от научного руководства.

ГЛАВА 4
ПРАВИЛА ПРИЕМА ЛИЦ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ

ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

29. Прием лиц для получения послевузовского образования независимоот подчиненности учреждения образования, а также научной специальности,
по которой реализуются соответствующие образовательные программы, осуществляется в порядке, определенном настоящим Положением, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

30. Лица, поступающие в аспирантуру (адъюнктуру), должны иметь:

высшее образование, за исключением высшего образования Iступени;

склонность к научным исследованиям, что подтверждается научнымипубликациями, участием в научно-исследовательских и инновационных проектах, конференцияхили другими материалами;

рекомендацию ученого совета (совета) учреждения высшего образованияили факультета этого учреждения (для поступающих в год окончания обучения в данном учреждении) либо опыт практической работы не менее двух лет на должностях, требующих наличия высшего образования.

Поступающие в аспирантуру (адъюнктуру) для получения научной квалификации ”Исследователь“ в дневной или заочной форме получения образованиядолжны сдать кандидатские экзамены и зачеты по общеобразовательным дисциплинам до поступления в аспирантуру (адъюнктуру).

Для поступающих в аспирантуру (адъюнктуру) для обучения в заочнойформе получения образования и в форме соискательства, за исключением обучения в форме соискательства в целях сдачи кандидатских экзаменов
и зачетов по общеобразовательным дисциплинам, опыт практической работы не менее двух лет на должностях, требующих наличия высшего образования, является  обязательным.

31. Для получения послевузовского образования I ступени принимаютсяпо специальностям:

ветеринарной отрасли науки – лица, имеющие высшее ветеринарное образование;

медицинской отрасли науки – лица, получившие высшее образование по профилю образования ”Здравоохранение“, которым присвоена квалификация”Врач“. По группе специальностей ”Клиническая медицина“ в аспирантуру (адъюнктуру) имеют право поступать лица с высшим медицинским образованием, прошедшие подготовку в интернатуре и имеющие стаж практической работы по полученной специальности не менее двух лет. На основании рекомендации ученого совета (совета) учреждения высшего образования (факультета этого учреждения) по согласованию с ВАК
и Министерством здравоохранения лица, показавшие наилучшие результаты в процессе обучения в учреждении высшего образования и (или) подготовки в интернатуре, принимаются в аспирантуру (адъюнктуру) соответственно без прохождения подготовки в интернатуре и (или) двухлетнего стажа практической работы;

педагогической отрасли науки – лица, имеющие высшее педагогическоеобразование и стаж работы в сфере образования в качестве специалиста
с высшим образованием не менее двух лет.

Иностранные граждане, поступающие в аспирантуру (адъюнктуру), должны иметь высшее образование на уровне магистра наук (искусств).

32. Лица, которыми не сданы кандидатские экзамены и зачеты по общеобразовательным дисциплинам, обязаны сдать их до поступления
в аспирантуру (адъюнктуру).

Допускается поступление в аспирантуру (адъюнктуру) лиц, специальность(специализация) высшего образования которых не соответствует отрасли науки, по специальности которой планируется их обучение в аспирантуре (адъюнктуре). В процессе обучения данные лица должнытакже сдать экзамен в объеме общеобразовательной программы учреждения высшего образования по специальности (специализации), совпадающей со специальностью в аспирантуре (адъюнктуре)или близкой к ней.

33. В докторантуру принимаются лица, имеющие ученую степень кандидата наук и являющиеся авторами научных статей, а также других материалов по результатам научных исследований (монографий, материалов, относящихся к объектам интеллектуальной собственности, зарегистрированнымв установленном порядке, материалов и (или) тезисов докладов на конференциях, отчетов о выполненных исследованиях и разработках, актов (справок) об их использовании, подтверждающих участие в выполнении государственных программ научных исследований, научно-технических программ и инновационных проектов по приоритетным направлениям научных исследований либо приоритетным направлениям научно-технической деятельности), которые составляют основу для докторской диссертации с возможностью ее завершения в течение трех лет.

34. Прием в аспирантуру (адъюнктуру), докторантуру осуществляетсяежегодно на конкурсной основе с 1 по 31 октябрянезависимо от подчиненностиучреждения послевузовского образования, специальностии отрасли науки, по которым реализуются образовательные программы послевузовского образования, а также формы получения образования.

35. Соискательство как форма подготовки научных работников высшейквалификациина Iступени послевузовского образования наряду с освоением образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) включает также подготовку и сдачу кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательнымдисциплинам в случаях, когда обучение в форме соискательства проходят лица, не имеющие степени магистра.

Допускается зачисление лиц на обучение в форме соискательства на Iступени послевузовского образования для сдачи кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательным дисциплинам в целях последующего обучения в аспирантуре (адъюнктуре) в дневной или заочной форме получения образования. В этом случае по завершении срока обучения научная квалификация ”Исследователь“ не присваивается.

36. Ежегодно до 1 июля учреждения послевузовского образования обязаны опубликовать объявление о приеме в аспирантуру (адъюнктуру), докторантуру по определенным специальностям и отраслям науки в одной из газет: ”Советская Белоруссия“, ”Рэспублiка“, ”Звязда“, ”Народная газета“, ”Белорусская нива“, ”Медицинский вестник“, ”Літаратура і мастацтва“.
В объявлении должно быть указано количество мест в соответствии
с контрольными цифрами приема, устанавливаемыми ГКНТ, по каждой из специальностей и по каждой форме получения образования (дневная, заочная, соискательство). Прием документов для поступления в аспирантуру (адъюнктуру), докторантуру осуществляется с 1 августа по 30сентября.

37. Лица, поступающие в аспирантуру, подают на имя руководителя учреждения послевузовского образования заявление, к которому прилагают документы в соответствии с перечнем, определяемым Министерством образования. Перечень документов, предъявляемых для поступления
в адъюнктуру, определяется государственными органами, в подчинении которыхнаходятся государственныеучреждения послевузовского образования, имеющие адъюнктуру.

Документ, удостоверяющий личность, и подлинники документов об образовании предъявляются при поступлении в аспирантуру (адъюнктуру)лично.

38. Лица, поступающиев докторантуру, подают на имя руководителя учреждения послевузовского образованиязаявление, к которому прилагают документы в соответствии с перечнем, определяемым Министерством образования. Перечень документов, предъявляемых для поступления
в докторантуру, осуществляющую подготовку кадров высшей научной квалификации для Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований Республики Беларусь, определяется Министерствомобороны по согласованию с Министерством образования. При этом для органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов государственной безопасности, органов пограничной службы переченьтаких документов определяется соответственно Министерством внутреннихдел, Министерством по чрезвычайным ситуациям, Комитетом государственнойбезопасности и Государственным пограничным комитетом по согласованию с Министерством образования.

Документ, удостоверяющий личность, и подлинник диплома кандидатанаук (для иностранных граждан – диплом доктора философии(Doctor of Phіlosophy (Ph.D)предъявляются при поступлении в докторантуру лично.

39. Граждане Республики Беларусь, лица без гражданства и иностранныеграждане, которые являются обладателями иностранных дипломов о высшемобразовании и ученых степенях, до подачи документов для поступления
в аспирантуру (адъюнктуру), докторантуру должны подтвердить эквивалентность(соответствие) своих иностранных документов белорусским дипломам
о высшем образовании и ученых степенях в порядке, установленном актами законодательства.

Необходимым условием зачисления иностранных граждан в аспирантуру(адъюнктуру), докторантуру является наличие у них паспорта или заменяющего его документа, документа, подтверждающего право пребывания на территории Республики Беларусь, договора обязательного медицинского страхования, оформленных в порядке, установленном актами законодательства, а в случае поступления в аспирантуру (адъюнктуру), докторантуру с обучениемна русском (белорусском) языке – владение русским (белорусским) языкомна уровне, достаточном для освоения соответствующей образовательной программы послевузовского образования.

40. Лица, поступающие в аспирантуру (адъюнктуру) для обучения
в дневной или заочной форме получения образования, сдают вступительный экзамен по специальной дисциплине в объеме учебной программы
Iступени высшего образования. Для получения послевузовского образования в аспирантуре (адъюнктуре)в форме соискательства сдача вступительного экзамена не требуется.

41. Лицо, поступающее в докторантуру, должно выступить в структурномподразделении учреждения послевузовского образования, соответствующем профилю его исследований, с научным докладом, в котором обобщаются результаты научного исследования по теме предполагаемой диссертации
и обосновываются сроки ее выполнения.

42. Для проведения приема в аспирантуру (адъюнктуру), докторантуруприказом руководителя учреждения послевузовского образования создаются приемная и экзаменационная комиссии.

Приемная комиссия формируется из числа специалистов, имеющих ученые степени. В ее состав включаются также работники учреждения послевузовского образования, ответственные за послевузовское образование, а при наличии в учреждении структурного подразделения, осуществляющего организационное управление процессом подготовки научных работников высшей квалификации, – руководитель этого подразделения.

В состав экзаменационной комиссии, которая осуществляет прием вступительного экзамена по специальной дисциплине, входят лица, имеющие ученую степень, как правило, из числа работающих в учреждении послевузовского образования, являющиеся авторами не менее трех научныхпубликаций (кроме материалов, тезисов докладов на конференциях) по научному направлению в соответствии со специальностью и отраслью науки поступающих в аспирантуру (адъюнктуру). Председателем экзаменационнойкомиссии назначается специалист, имеющий ученую степень,как правило, докторанаук.

43. Приемная комиссия рассматривает представленные документы, проводит собеседование с поступающим в учреждение послевузовского образования для обучения в аспирантуре (адъюнктуре), докторантуре
и принимает заключение приемной комиссии, оформленное в виде выписки из протокола заседания, в котором:

при поступлении в аспирантуру (адъюнктуру) – дается характеристика научного уровня опубликованных работ (научного реферата), склонности поступающего к научно-исследовательской работе, содержится предложение о допуске к участию в конкурсе и вступительному экзамену (при поступлении для обучения в дневной или заочной форме) либо заключение об актуальности тематики и допуске к участию в конкурсе (при поступлении для обучения в форме соискательства), выносится рекомендация по кандидатурам предполагаемых научных руководителей;

при поступлении в докторантуру – дается оценка обоснованности представленного плана подготовки диссертации и возможности ее завершения в сроки, предусмотренные частью второй пункта 62 настоящего Положения, содержится предложение о направлении поступающего в докторантуру
в соответствующее структурное подразделениедля выступления с научным докладом, допуске к участию в конкурсе, назначении ему при необходимости научного консультанта.

На основании данного заключения приемной комиссии руководительучреждения послевузовского образования издает приказ, в котором указывается информация:

в отношении поступающих в аспирантуру (адъюнктуру) – о допуске к вступительному экзамену (при поступления для обучения в дневной или заочной форме), дате его проведения, а также дате подведения итогов конкурса;

в отношении поступающих в докторантуру – о проведении научного семинара структурного подразделения по профилю предполагаемой диссертации, на котором они должны выступить с научным докладом, дате его проведения и дате подведения итогов конкурса.

44. Экзаменационная комиссия осуществляет оценку знаний поступающихв аспирантуру (адъюнктуру) лиц по десятибалльной шкале оценки знаний.

45. При неявке поступающего на экзамен по причинам, которые на основании представленных документов признаны приемной комиссией уважительными, допускается сдача им пропущенного экзамена в пределах сроков, установленных руководителем учреждения послевузовского образования для проведения вступительного экзамена, до подведения итогов конкурса.

При отсутствии уважительных причин сдача пропущенного вступительногоэкзамена не допускается.

46. Решение о зачислении в аспирантуру (адъюнктуру) приемная комиссия принимает по итогам конкурса на основании результатов сдачи вступительного экзамена с учетом оценок, полученных по кандидатским экзаменам и зачетам по общеобразовательным дисциплинам, заключения, указанного в абзаце втором части первой пункта 43 настоящего Положения, а также анализа представленных документов. Решение оформляется в виде выписки из протокола заседания приемной комиссии.

От сдачи вступительного экзамена по специальной дисциплине
с выставлением оценки ”десять“ освобождаются лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов,либо лауреаты специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи, либо лауреатыреспубликанских и международных конкурсов научных работ по дисциплинам, соответствующим профилю избранной специальности.

Преимущественным правом для зачисления в аспирантуру (адъюнктуру)при одинаковых баллах по результатам сдачи вступительного экзамена пользуются лица, которые(в порядке приоритетности):

признаны лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, либо лауреатами специального фонда Президента Республики Беларусь
по поддержке талантливой молодежи, либо лауреатами республиканских
и международных конкурсов научных работ по дисциплинам, соответствующимпрофилю избранной специальности;

имеют научные публикации по профилю избранной специальности
в научных изданиях, включенных в перечень изданий, и (или) в иностранныхнаучных  изданиях;

получили более высокую оценку приемной комиссией научных работ, опубликованных в изданиях, не входящих в перечень изданий, научного реферата;

являются авторами работ первой категории Республиканского конкурса научных работ студентов;

набрали более высокую сумму баллов по сданным кандидатским экзаменам и зачетам по общеобразовательным дисциплинам;

имеют опыт практической работы не менее двух лет по профилю, соответствующему отрасли науки (группе специальностей), по которой будет осуществляться обучение в аспирантуре (адъюнктуре);

получили диплом о высшем образовании с отличием;

выступали с докладами на конференциях.

Лица, не прошедшие по конкурсу на обучение за счет средств республиканского бюджета, получившие на вступительном экзамене оценку не ниже чем ”четыре“, имеют право участвовать в конкурсе на обучение
в аспирантуре (адъюнктуре) на платной основе.

47. Решение о зачислении лиц для обучения в аспирантуре (адъюнктуре)в форме соискательстваприемная комиссия принимает на основании представленного поступающим заключения научного семинара лаборатории (заседания кафедры) об актуальности темы, качестве и объеме самостоятельно выполненных данным лицом исследований по теме подготавливаемой диссертации с учетом оценок в выписке из зачетно-экзаменационных ведомостей, прилагаемой к диплому о высшем образовании. При зачислении лиц
дляобучения в аспирантуре (адъюнктуре) в форме соискательства
в целях сдачи кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательным дисциплинам решение принимается руководителем учреждения послевузовского образования с учетом оценок в выписке из зачетно-экзаменационных ведомостей, прилагаемой к диплому о высшем образовании.

48. Лицо, поступающее в докторантуру, в сроки, установленные приказом руководителя учреждения послевузовского образования, выступает с научным докладом на заседании структурного подразделения, профиль деятельности которого соответствует предполагаемой теме его диссертации. Поступающий в научном докладе на основе анализа собственных результатов научных исследований должен обосновать сроки выполнения докторской диссертации, кроме того должен представить проект индивидуального плана работы. Структурное подразделение учреждения послевузовского образования анализирует актуальность научной темы, ее соответствие приоритетным направлениям научных исследований либо приоритетным направлениям научно-технической деятельности, материально-техническое обеспечение выполнения исследования по теме диссертации, а также другие условия, необходимые для подготовки диссертации в установленные сроки.

49. Конкурсный отбор при зачислении в докторантуру проводится с учетом:

предусмотренного в части третьей пункта 18 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь количества публикаций по теме предполагаемой диссертации в научных изданиях, включенных в перечень изданий, и (или) иностранных научных изданиях;

участия в выполнении государственных программ научных исследований, научно-технических программ и инновационных проектов по приоритетнымнаправлениям научных исследований либо приоритетным направлениям научно-технической деятельности;

участия в международных и республиканских конференциях;

практической реализации результатов научных исследований, подтвержденной справками, актами об их использовании.

Преимущественным правом для зачисления в докторантуру пользуютсялица, являющиеся обладателями стипендии Президента Республики Беларусь талантливым молодым ученым, а также имеющие государственные награды за научные достижения.

50. На основании решения приемной комиссии о зачислении
в аспирантуру (адъюнктуру), докторантуру по итогам конкурса учреждениепослевузовского образования в установленном порядке в недельный срок заключает договор о подготовке научного работника высшей квалификации.

При зачислении для получения послевузовского образования в формесоискательства в целях сдачи кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательным дисциплинам договор о подготовке научного работникавысшей квалификации не заключается.

После заключениядоговора о подготовке научного работника высшейквалификации зачисление в аспирантуру (адъюнктуру), докторантуру оформляется приказом руководителя учреждения послевузовского образования.

Начало занятий в учреждениях послевузовского образования –                1 ноября.

ГЛАВА 5
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

АСПИРАНТУРЫ (АДЪЮНКТУРЫ)

51. Образовательные программы аспирантуры (адъюнктуры) обеспечиваютполучение научной квалификации ”Исследователь“ и реализуются в дневной или заочной форме получения образования, а также в форме соискательства.

Образовательный процесс при реализации образовательных программ аспирантуры (адъюнктуры) организуется по учебным годам, а в учебных годах – по полугодиям. Срок обучения в аспирантуре (адъюнктуре)
в дневнойформе получения образования не должен превышать трех лет, заочной – четырех лет, форме соискательства – пяти лет, а в форме соискательства в целях сдачи кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательным дисциплинам – двух лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или Кодексом.

Перевод аспирантов (адъюнктов, соискателей) из одногоучреждения послевузовского образования в другое, а также в пределах одной ступени послевузовского образования с одной формы получения образования на другую осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

52. Аспирант (адъюнкт, соискатель) за время обучения в аспирантуре (адъюнктуре) обязан выполнить индивидуальный план работы, за исключением случаев, предусмотренных в части второй пункта 55настоящего Положения,включающий сдачу кандидатского экзамена по специальной дисциплине
в соответствии с утвержденными ВАК программами-минимумами, провестинаучные исследования и обобщить полученные результаты в целях подготовки и представления к защите диссертации на соискание ученой степени кандидата наук. Соискатели также обязаны сдать кандидатские экзамены и зачеты по общеобразовательным дисциплинам.

53. В двухмесячный срок со дня издания руководителем учреждения послевузовского образования приказа о зачислении в аспирантуру (адъюнктуру)ученый совет (совет) учреждения послевузовского образования на основании рекомендации структурного подразделения, в котором предполагается выполнение исследования по теме диссертации, утверждает аспиранту (адъюнкту, соискателю) тему диссертации, научного руководителя ииндивидуальный план работы.Если реализация программы послевузовскогообразования осуществляется в учреждении высшего образования, допускается утверждение темы диссертации, научного руководителя и индивидуального плана работы аспиранта (адъюнкта, соискателя) на заседании совета факультета данного учреждения. В случае выполнения диссертации по заявке организации-заказчика ее тему до рассмотрения ученым советом (советом) учреждения послевузовского образования должна согласовать организация-заказчик.

На основании решения ученого совета (совета) либо совета факультета учреждения послевузовского образования его руководитель издает приказ
об утверждении темы диссертации, научного руководителя и индивидуальногоплана работы аспиранта (адъюнкта, соискателя).

54. Рекомендация ученому совету (совету) учреждения послевузовскогообразования по вопросу утверждения темы диссертации, научного руководителя и индивидуального плана работы принимается на заседании структурного подразделения, в котором предполагается выполнение исследования по теме диссертации, по результатам обсуждения ее письменного обоснования, представленного предполагаемым научнымруководителем аспиранта (адъюнкта, соискателя), и проекта индивидуального плана работы, представленного аспирантом (адъюнктом, соискателем).

Письменное обоснование темы диссертации должно отражать актуальность научной темы, ее включение в утвержденные научные планы работы учреждения послевузовского образования, соответствие приоритетнымнаправлениям научных исследований либо приоритетным направлениям научно-технической деятельности, материально-техническое обеспечение выполнения исследования по теме диссертации, а также другие условия, необходимые для подготовки диссертации в установленные сроки.

55. В индивидуальном плане работы аспиранта (адъюнкта, соискателя)должны быть определены мероприятия по освоению содержания образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), обеспечивающей получение научной квалификации ”Исследователь“, и сроки их выполнения, включая:

сдачу кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствиис научной специальностью и отраслью науки, по которым реализуется образовательная программа послевузовского образования;

сдачу кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательным дисциплинам (для обучающихся в форме соискательства);

этапы научных исследований по теме диссертации (отразить конкретное  содержание);

оформление материалов по результатам исследований в целях их апробации для публикации в научных изданиях;

подготовку материалов и тезисов докладов выступлений на конференциях;

этапы подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидатанаук в виде специальной рукописи и автореферата.

Соискателями, зачисленными в аспирантуру (адъюнктуру) для сдачи кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательным дисциплинам, индивидуальные планы работы не оформляются.

56. В соответствии с утвержденным индивидуальным планом работы аспирант (адъюнкт, соискатель) за время получения послевузовского образования в установленные сроки обязан:

сдать кандидатский экзамен по специальной дисциплине, а в случае несоответствия высшего образования аспиранта (адъюнкта, соискателя) отрасли науки, по специальности которой реализуется образовательная программа аспирантуры (адъюнктуры), также сдать экзамен в объеме общеобразовательной программы учреждения высшего образования. При этом соискатель обязан сдать кандидатские экзамены и зачеты по общеобразовательным  дисциплинам;

выполнить научные исследования в соответствии с утвержденной темой диссертации;

выполнить требования пункта 18 Положения о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусьв части опубликования основных результатов исследования по теме диссертации,
а также выступить с научными докладами не менее чем на двух конференциях;

представлять в установленные сроки письменный отчет о результатахвыполнения индивидуального плана работы для проведения текущей аттестации;

обобщить материалы проведенного исследования в виде специальнойрукописи диссертации или ее основных разделов;

в порядке, установленном настоящим Положением, пройти процедуруитоговой аттестации с присвоением научной квалификации ”Исследователь“, за исключениемслучая, предусмотренного частью второй пункта 35 настоящего Положения.

Аспирант (адъюнкт), обучающийся в дневной форме получения образования, обязан посещать научные семинары учреждения послевузовского образования, осуществляющего его подготовку, по профилю выполняемых исследований.

57. Уровень знаний аспирантов (адъюнктов, соискателей) при сдаче кандидатского экзамена по специальной дисциплине или его повторной сдачеоценивается по десятибалльной шкале. При положительных результатахсдачи кандидатских экзаменов и зачетов или повторной сдаче кандидатского экзаменапо специальной дисциплине оформляется удостоверение о сдаче кандидатских зачетов (дифференцированных зачетов) и кандидатских экзаменовпо общеобразовательным дисциплинампо форме, утверждаемой Министерствомобразования.

Порядок организации и проведения кандидатского экзамена по специальной дисциплине, в том числе при его повторной сдаче, сдачи кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательным дисциплинам, а также экзамена в объеме общеобразовательной программы учреждения высшего образованияустанавливается Министерством образования по согласованию с ВАК.

58. Для контроля освоения аспирантами (адъюнктами, соискателями) содержания образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры) они проходят текущую аттестацию в порядке, установленном главой 7 настоящего Положения и Кодексом. В соответствии с результатами текущей аттестации аспирант (адъюнкт, соискатель) по согласованию с научным руководителем вносит при необходимости в индивидуальный план работы дополнения
и изменения, которые вступают в силу после издания приказа руководителяучреждения послевузовского образования об их утверждении, принятого на основании решения ученого совета (совета) либо совета факультета этого учреждения.

Соискатели, зачисленные в аспирантуру (адъюнктуру) в форме соискательства для сдачи кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательным дисциплинам, текущую аттестацию не проходят.

59. Итоговая аттестация аспирантов (адъюнктов, соискателей) осуществляется государственной аттестационной комиссией в порядке, установленном главой 8 настоящего Положения и Кодексом.

60. Успешно освоившими содержание образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры)являются аспиранты (адъюнкты, соискатели), в отношении которых по результатам итоговой аттестации принято положительное заключение государственной аттестационной комиссии.

61. Если аспиранты (адъюнкты, соискатели) в пределах установленногосрока обучения защитили диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук, их отчисление из аспирантуры (адъюнктуры) проводится в месячный срок после публичной защиты, но не позднее даты окончания срока обучения в аспирантуре (адъюнктуре).

ГЛАВА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ДОКТОРАНТУРЫ

62. Образовательные программы докторантуры реализуются в дневнойформе получения образования либо в форме соискательства.

Образовательный процесс при реализации образовательных программдокторантуры организуется по учебным годам, а в учебных годах – по полугодиям. Срок обучения в докторантуре в дневной форме получения образования не должен превышать трех лет, в форме соискательства – пяти лет, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь или Кодексом.

Перевод докторантов (соискателей) из одного учреждения послевузовскогообразования в другое, а также в пределах одной ступени послевузовского образования с одной формы получения образования на другую осуществляетсяв порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь.

63. В месячный срок со дня издания руководителем учреждения послевузовского образования приказа о зачислении в докторантуру ученый совет (совет) учреждения послевузовского образования на основании устного доклада докторанта (соискателя) принимает решение по вопросу об утверждении докторанту (соискателю) темы диссертации, научного консультанта (при необходимости) и индивидуального плана работы. В случае выполнения диссертации по заявке организации-заказчика ее тему до рассмотрения ученым советом (советом) учреждения послевузовского образования должна согласовать организация-заказчик.

Устный доклад докторанта (соискателя) должен содержать информациюоб актуальности темы, ее включении в утвержденные научные планы работы учреждения послевузовского образования, соответствии приоритетным направлениям научных исследований либо научно-технической деятельности, материально-техническом обеспечении выполнения исследований по теме диссертации, а также о других условиях, необходимых для подготовки диссертации в установленные сроки. В докладе должны быть также обоснованы мероприятия, включенные в проект индивидуального плана работы, сроки их исполнения и назначение научного консультанта.

64. На основании решения ученого совета (совета) учреждения послевузовского образования его руководитель издает приказ об утверждении темы диссертации докторанта (соискателя), его научного консультанта (при необходимости) и индивидуального плана работы.

65. Докторант (соискатель) за время обучения в докторантуре обязан выполнить индивидуальный план работы, включающий:

проведение научных исследований и обобщение полученных результатовв целях подготовки и представления к защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук;

содержание этапов теоретических и экспериментальных исследованийпо теме диссертации;

оформление материалов по результатам исследований в целях их апробации для публикации в научных изданиях;

мероприятия по практической реализации результатов исследования (при необходимости);

подготовку материалов и тезисов докладов выступлений на конференциях;

этапы подготовки диссертации на соискание ученой степени докторанаук в виде специальной рукописи и автореферата (научного доклада).

Если докторант (соискатель) выполняет исследование по теме докторской диссертации, относящееся не к той отрасли науки, по которой имеется ученая степень кандидата наук, то индивидуальный план работы должен включать также сроки сдачи им кандидатского экзамена по специальной дисциплине в соответствии со специальностью и отраслью науки, по которым готовится докторская диссертация.

66. Докторант (соискатель) за время обучения в докторантуре обязан:

провести научные исследования в соответствии с утвержденной темойдиссертации и индивидуальным планом работы;

опубликовать статьи в научных изданиях, другие материалы
в соответствии с требованиями части третьей пункта18 Положения
о присуждении ученых степеней и присвоении ученых званий в Республике Беларусь;

выступить с докладами на конференциях;

представлять в установленные сроки письменный отчет о результатахвыполнения индивидуального плана работы для проведения текущей аттестации;

сдать кандидатский экзамен по специальной дисциплине в случае, предусмотренном в части второй пункта 65настоящего Положения;

обобщить материалы проведенного исследования в виде специальнойрукописи диссертации или ее основных разделов.

Докторант обязан посещать научные семинары учреждения послевузовского образования, осуществляющего его подготовку, по профилю выполняемых исследований.

67. Для контроля освоения докторантами (соискателями) содержания образовательной программы докторантуры они проходят текущую аттестацию, а по завершении освоения содержания образовательной программы докторантуры – итоговую аттестацию в порядке, установленном главами 7 и 8 настоящего Положения и Кодексом. В соответствии с результатамитекущей аттестациидокторант (соискатель) по согласованию с научным консультантом (при его наличии) вносит в индивидуальный план работы
в случае необходимости дополнения и изменения,которые вступают силу после издания приказа руководителя учреждения послевузовского образованияоб их утверждении, принятого на основании решения ученого совета (совета) этого учреждения.

68. Успешно закончившими докторантуру являются докторанты (соискатели), в отношении которых по результатам итоговой аттестации принято положительное заключение государственной аттестационной комиссии.

69. Если докторанты (соискатели) в пределах установленного срока обучениязащитили диссертацию, их отчисление из докторантуры проводитсяв месячный срок после публичной защиты, но не позднее даты окончания обучения в докторантуре.

ГЛАВА 7
ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЛИЦ, ПОЛУЧАЮЩИХ

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

70. Для контроля освоения аспирантами (адъюнктами, докторантами, соискателями) содержания образовательных программ послевузовского образования не реже двух раз в год они проходят текущую аттестацию.

Информация о времени и месте проведения аттестации по итогам учебного года за десять календарных дней до ее проведения направляется государственными учреждениями послевузовского образования в вышестоящие органы, а негосударственными – в Министерство образования. Данная информация направляется указанными учреждениями послевузовского образования  также в ВАК  и  ГКНТ.

71. Для проведения текущей аттестации в форме отчета аспиранта (адъюнкта, докторанта, соискателя) о выполнении индивидуального плана работы приказом руководителя учреждения послевузовского образования создаются аттестационные комиссии из специалистов, имеющих ученые степени по соответствующей отрасли науки, и утверждается график проведения аттестаций. В состав аттестационной комиссии могут быть включены научный руководитель (научный консультант) обучающегося (при его наличии), а также руководитель структурного подразделения данного учреждения, осуществляющего организационное управление процессом подготовки научных работников высшей квалификации.

Текущая аттестация в форме кандидатских экзаменов и зачетовосуществляется экзаменационными комиссиями, создаваемыми в порядке, определяемом Министерством образования по согласованию с ВАК.

72. Для прохождения текущей аттестации аспирант (адъюнкт, докторант, соискатель) оформляет письменный отчет, в котором содержится информация о мероприятиях по выполнению индивидуального плана работы, а также конкретизируются основные результаты исследования, полученныеза отчетный период. Письменный отчет подписывается аспирантом (адъюнктом, докторантом, соискателем) и научным руководителем (научным консультантом) обучающегося (при его наличии). При этом научным руководителем (научным консультантом) обучающегося (при его наличии) готовится представление о выполнении индивидуального плана работы аспирантом (адъюнктом, докторантом, соискателем).

Отчет аспиранта (адъюнкта, докторанта, соискателя) должен быть обсужденна заседании структурного подразделения учреждения послевузовского образования, в котором выполняется диссертация, не позднее чем за месяц до прохождения аттестации. На заседании структурного подразделения дается оценка достоверности полученных результатов, корректности представленных математических моделей (при их наличии) с привлечением в случае необходимости специалистов смежных научных специальностей из других подразделений и организаций. Решение по итогам обсуждения принимается в форме заключения, в котором содержится рекомендация аттестационной комиссии по вопросу об аттестации аспиранта (адъюнкта, докторанта, соискателя) исходя из оценки полноты выполнения индивидуального плана работы, новизны полученных результатов и их достоверности, а также даются рекомендации по корректировке индивидуального  плана  работы.

В случае, если представленные в отчете научные результаты аспиранта(адъюнкта, докторанта, соискателя) полностью или частично относятся не к той специальности, по которой утверждена тема диссертации, или если они не согласуются с темой диссертации, дается рекомендация об изменении темыдиссертации или специальности, в соответствии с которой осваивается содержание образовательной программы послевузовского образования.

Обсуждение отчета аспиранта (адъюнкта, докторанта, соискателя)
в рамках его текущей аттестации может проводиться индивидуально или коллегиально(в виде семинаров) с привлечением к обсуждению специалистов нескольких структурных подразделений.

Заключение по итогам обсуждения отчета аспиранта (адъюнкта, докторанта, соискателя) подписывается руководителем и секретарем структурного подразделения при индивидуальной форме проведения аттестации либо председательствующим и секретарем при проведении семинара.

73. Результатом текущей аттестации в форме отчета аспиранта (адъюнкта, докторанта, соискателя) о выполнении индивидуального плана работы является утверждение (положительный результат текущей аттестации) или неутверждение (отрицательный результат текущей аттестации) аттестационной комиссией указанного отчета с учетомпредставления научного руководителя (научного консультанта) обучающегося (при его наличии) и заключения структурного подразделения, соответствующего профилю его исследований. При этом аттестационная комиссия дает рекомендацию руководителю учреждения послевузовского образования по вопросу дальнейшего обучения аспиранта (адъюнкта, докторанта, соискателя) в аспирантуре (адъюнктуре), докторантуре.

Протокол заседания аттестационной комиссии утверждается руководителем учреждения послевузовского образования.

74. В соответствии с протоколом заседания аттестационной комиссииаспирант (адъюнкт, соискатель) по согласованию с научным руководителем при необходимости принимает меры по корректировке индивидуального плана работы.Если по итогам текущей аттестации аспиранта (адъюнкта, соискателя) установлено соответствие результатов его научных исследований, включаемых в диссертацию, двум специальностям либо специальности или отрасли науки, отличающейся от той, по которой проходило обучение в аспирантуре (адъюнктуре), аспирант (адъюнкт, соискатель) обязан сдать кандидатский экзамен по второй специальной дисциплине, а в случае соответствия другой отрасли науки – также экзамен в объеме общеобразовательной программы учреждения высшего образования.

75. Результаты текущей аттестации по итогам года до утверждения руководителем учреждения послевузовского образования рассматриваются ученым советом (советом) этого учреждения. При этом ученый совет (совет) учреждения послевузовского образованиядает оценку полноте выполнениянаучным руководителем (при его наличии) своих обязанностей. Отрицательнаяоценка ученым советом (советом) учреждения послевузовскогообразованияявляется основанием для отстранения научного руководителя от руководства аспирантом(адъюнктом,соискателем).

76. Не в полном объеме либо неквалифицированно выполняющие индивидуальные планыаспирантыи докторанты, получающие стипендию за счет средств республиканского бюджета, лишаются права на получение стипендии.

Аспиранты (адъюнкты, докторанты, соискатели), не выполнившие индивидуальный план работы, отчисляются из учреждений послевузовского образования в порядке и на условиях, определенных законодательством.

ГЛАВА 8
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЛИЦ, ПОЛУЧАЮЩИХ

ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

77. При завершении освоения содержания образовательных программпослевузовского образования аспиранты (адъюнкты, докторанты, соискатели) проходят итоговую аттестацию.

Итоговая аттестация проводится не позднее чем за десять дней
до окончания срока получения послевузовского образования.

78. Итоговая аттестация аспирантов (адъюнктов, докторантов, соискателей)проводится в форме отчета аспиранта (адъюнкта, докторанта, соискателя) о выполнении индивидуального плана работы и осуществляется государственной аттестационной комиссией.

Итоговая аттестация соискателей, зачисленных в аспирантуру (адъюнктуру) для сдачи кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательным дисциплинам, проводится в форме кандидатских экзаменов и зачетов по общеобразовательным дисциплинам.

Если аспирант (адъюнкт, докторант, соискатель) в пределах срока получения послевузовского образования подготовил диссертацию и оформилее в соответствии с установленными требованиями, его итоговая аттестация осуществляется в форме предварительной экспертизы диссертации
в соответствии с главой 4 Положения о присуждении ученых степеней и присвоенииученых званий в Республике Беларусь. При этом его итоговая аттестация осуществляется досрочно в месячный срок со дня подачи заявления на имя руководителя учреждения послевузовского образования.

79. Государственные аттестационные комиссии создаются по отраслям науки в соответствии со специальностями, по которым в государственном учреждении послевузовского образования ведется подготовка научных работников высшей квалификации, по решению вышестоящего органа (для негосударственного учреждения – по решению Министерства образования). При этом допускается создание одной комиссии по смежным отраслям науки. Предложения о количественном и персональном составе комиссий вносятся руководителем учреждения послевузовского образования
в вышестоящий орган (руководителем негосударственного учреждения послевузовского образования – в Министерство образования) не позднее чем за месяц до даты итоговойаттестации.

Председателем государственной аттестационной комиссии назначаетсялицо, имеющее ученую степень доктора наук, известное своими достижениямив соответствующей отрасли науки, не работающее в данном учреждении послевузовского образования, ее секретарем – лицо, имеющее ученую степень доктора или кандидата наук, являющееся работником данного учреждения. Членами государственной аттестационной комиссии могут быть лица с ученой степенью кандидата и доктора наук, специалисты соответствующего профиля, включая научных руководителей (научных консультантов).

80. Не позднее чем за десять дней до даты проведения итоговой аттестации аспирант (адъюнкт, докторант, соискатель) представляет секретарюгосударственной аттестационной комиссии письменный отчет о выполнении индивидуального плана работы с приложением материалов, отражающих полноту выполнения запланированного объема научных исследований, обобщения полученных результатов и их изложения в опубликованных статьях и (или) рукописях статей, направленных в печать, специальной рукописи диссертации (при ее наличии) или ее отдельных структурных элементов, а также отзыва научного руководителя (научного консультанта) обучающегося (при его наличии).

Эксперт, назначенный председателем государственной аттестационнойкомиссии из числа ее членов, на основании анализа представленных материалов готовит проект заключения государственной аттестационной комиссии, который содержит:

сведения об успешности освоения содержания образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), докторантуры;

вывод о возможности представления подготовленной диссертации
к предварительной экспертизе либо завершения ее выполнения и представленияк защите в течение трех лет после окончания обучения.

81. Государственная аттестационная комиссия по итогам собеседованияс аспирантом (адъюнктом, докторантом, соискателем), выступления научногоруководителя (научного консультанта) обучающегося (при его наличии)
и обсуждения проекта заключения, представленного экспертом, принимает решение об утверждении или неутверждении отчета о выполнении индивидуального плана работы. На основании данного решения государственная аттестационная комиссия выдает заключение о результатах освоения образовательной программы аспирантуры (адъюнктуры), докторантурыпо форме, утверждаемой Министерством образования, один экземпляр которого выдается аспиранту (адъюнкту, докторанту, соискателю), а второйхранится в его личном деле. При этом лицам, успешно завершившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре), аттестационной комиссией присваивается научная квалификация ”Исследователь“, за исключением случая, предусмотренногов части второй пункта 35 настоящего Положения, а учреждением послевузовского образования выдается диплом исследователя. Иностранным гражданам по их заявлению выдается диплом исследователя на русском, белорусском, английском, французском или испанском языке по их выбору.

82. Иные вопросы, связанные с подготовкой научных работников высшей квалификации в Республике Беларусь, не урегулированные настоящим Положением, иными законодательными актами, регулируются Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.